Номер 1/20
– Завод в Кирове – первое и единственное ваше место работы, но начинали вы с другой сферы деятельности – энергетики. Как вы пришли к пивоварению?
– Меня с самого первого дня работы в Кирове интересовало, как получается пиво. Елена Александровна Чувашова, которая проработала на заводе главным технологом почти тридцать лет, заметила мой интерес и стала в числе других сотрудников привлекать к дегустациям пива, на которых сначала рассказывала о нем, а затем и обучала всем тонкостям своей профессии. Можно сказать, что она была моей первой учительницей в пивоварении. Ей нравилось, что я высказываюсь по существу. Отдельно мы не занимались, всегда в рабочее время. Но она приглашала меня на пробные варки, спрашивала мое мнение. Показывала, что происходит при добавлении того или иного хмеля в разных количествах. Например, если пиво получалось горьким, хмель она добавляла позже. И когда мы спустя какое-то время пробовали конечный результат, напоминала, что, когда и как делалось при его производстве. Иногда я заходил к ней по своей основной работе, так сказать, по электромеханическим потребностям. Она показывала, как меняется вкус продукта в зависимости от разных факторов.
– Вы ведь инженер-электрик по образованию, как у вас сложилось профессиональное мнение о пиве?
– Когда работаешь на таком производстве, невольно начинаешь в этом разбираться. А мне пиво было интересно еще с тех пор, как я распробовал его на первом курсе института. Всегда было любопытно, почему оно получается разным от партии к партии, от бутылки к бутылке. И почему такой большой была разница во вкусе между «жигулевским» и импортным, которое изредка завозили. И когда я оказался на пивоваренном заводе, сам бог вел разобраться, как, из чего и каким образом делается напиток, который к тому времени уже стал любимым. Когда я пиво попробовал впервые, еще в Целинограде, оно мне показалось слишком горьким и очень не понравилось. А потом, поступив институт и приехав в Москву, отмечал с ребятами успешную сдачу сессии, и вот тогда распробовал этот продукт. В основном это было только «Жигулевское» Останкинского завода – мы как раз жили неподалеку. На этом заводе, кстати, я подрабатывал в тарном цехе – это был еще один намек, что пивоварение где-то рядом.
– Как вы стали на «Вятиче» технологом?
– Николай Витальевич Курагин возглавил завод в 1998 году и решил взять курс на модернизацию. Мне примерно с 2000-го довелось заниматься монтажом и наладкой оборудования и одновременно – непосредственно технологией производства. Старые кадры пенсионного возраста уже не очень понимали, что к чему, поэтому пришлось самому вникать во все тонкости технологии, потому что без этого новое оборудование было запустить нереально. А юридически главным технологом я стал в 2003-м.