Домой Индустрия Сухой обет? Траппистское пивоварение Бельгии под угрозой исчезновения из-за нехватки кадров

Сухой обет? Траппистское пивоварение Бельгии под угрозой исчезновения из-за нехватки кадров

RealBrew

Исполнительный директор пивоварни Westmalle Филипп Ван Аше и аббат брат Бенедикт

Источник

Старейшая траппистская пивоварня Бельгии столкнулась с неопределенным будущим из-за сокращения числа людей, желающих вести монашескую жизнь.


Около 190 лет монахи аббатства Вестмалле в северной части Бельгии занимаются приготовлением пива. Впервые они начали заниматься пивоварением в 1836 году на краю исторической области Фландрии с целью обеспечить себя альтернативой молоку и воде, которыми запивали хлеб. Сегодня Westmalle – это международный бренд, производящий по 40 млн бутылок трех сортов пива в год.

Тем не менее, будущее знаменитого траппистского пива окутано неопределенностью – все меньше людей стремятся к монашеской жизни.

Вопрос о судьбе Westmalle стал особенно острым в январе 2023 года. Тогда бельгийский бренд пива Achel утратил свой статус траппиского после того, как марку приобрел частный предприниматель. Несмотря на то, что новый владелец поклялся сохранить рецепт неизменным, после разрыва связей с монахами Achel больше не может называться траппистским пивом. «Следует признать, что состояние большинства монашеских общин является неустойчивым», – говорит брат Бенедикт, аббат Вестмалле, в одном из редких интервью, в котором он ответил на вопросы издания Observer в письменном виде на родном нидерландском языке.

Согласно Международной ассоциации траппистов (ITA), пиво, сыр или другие продукты могут иметь маркировку аутентичного траппистского продукта только в том случае, если они изготовлены внутри аббатства под наблюдением монахов или монахинь. При этом вся прибыль от продаж должна направляться на содержание религиозной общины, ордена траппистов или благотворительных организаций.

В Westmalle, старейшей бельгийской траппистской пивоварне, сотрудники крепко задумываются о будущем. «В настоящее время у нас не так много сотрудников из аббатства», – сказал Филипп Ван Аше, мирской управляющий директор пивоварни . Он не уверен, что люди будут стремиться стать монахами через 10 или 20 лет: «Честно говоря, мне кажется, сейчас настала некая цезура (в букв. смысле – ритмическая пауза в слове или стихе, – прим. ред.)… Своего рода перерыв».

Пивоварня в Вестмальском аббатстве, в которой производство пива ведется с 1836 года

Филипп Ван Аше начал работать на Вестмальской пивоварне 25 лет назад, как раз в то время, когда монахи начали постепенно делегировать повседневное производство светскому персоналу. Все чаще необходимые для работы пивоварни задачи, такие как переговоры с розничными торговцами и маркетинг, считались несовместимыми с монашеской жизнью, в которой ценится дисциплина и молчание.

Монахи, однако, остаются на пивоварне главными. Вместе с четырьмя мирскими независимыми администраторами они формируют наблюдательный совет для надзора за пивоварней, возглавляемый братом Бенедиктом, который не использует фамилию.

Мужской монастырь Вестмалле является частью Ордена цистерцианцев строгого соблюдения, который берет свое начало в 1098 году. Монахи соблюдают устав святого Бенедикта, книгу религиозных предписаний VI века нашей эры.

Аббатство Вестмалле, основанное в 1794 году бежавшими от великой Французской революции монахами, пережило враждебное правление Наполеона и стало процветать. Сегодня же, в то время как число траппистских монастырей в Африке, Азии и Южной Америке растет, в Европе, за редким исключением, их становится все меньше.

Церковь Вестмальского аббатства в северной части Бельгии

Монастыри с «самыми суровыми» правилами и распорядками дня «в настоящее время наиболее успешны», говорит Ван Аше, но в Вестмалле они «всего лишь немного строги».

Богослужители встают в 3:45 утра, и день их полон молитв, ручного труда и чтения Библии. Эти занятия прерываются коллективными трапезами, ежедневной евхрастией, бытовыми делами и небольшим промежутком свободного времени. Отходят ко сну богослужители в 8 часов вечера.

«Для человека с истинным желанием [стать монахом] на самом деле не так уж и трудно стать им», – считает брат Бенедикт. «Однако настроения современного общества не предполагают особых причин для посвящения своей жизни Богу. Религиозная жизнь больше не считается важной частью повседневности и воспринимается как нечто таинственное, причем с негативным оттенком. Решение вступить в монашескую общину теперь является большим шагом для человека. Но сам по себе этот образ жизни может быть более богатым, осмысленным и увлекательным, чем они могли бы предположить».

В настоящее время Westmalle является одной из всего лишь пяти траппистских пивоварен в Бельгии вместе с Chimay, Orval, Rochefort и Westvleteren. Наряду с зарубежными производителями траппистского пива, они остаются “одними из лучших в мире” по заявлению Люка Де Рейдемейкера – директора международного конкурса пивоваров Brussels Beer Challenge. Он оценивает пиво Westmalle Dubbel как одно из лучших за сочетание в нем сладости, насыщенной карбонизации и горьковатого хмелевого послевкусия.

Траппистское пиво определяется его духом, а не вкусом. «[Траппистское пиво] может быть любым. Траппистская пивоварня может делать пилснер, IPA или трюпель. Она может производить вайсбир или что угодно другое», – утверждает Де Рейдемейкер, хотя и отмечает, что традиционное бельгийское траппистское пиво – это дюбели и трюпели или блонд эли.

Мир бельгийского траппистского пивоварения, между тем, сдержанно дискутирует о своем будущем.

Сейчас Вестмальское аббатство, которое является частью рабочей группы по сохранению будущего траппистской традиции ITA, рассматривает все возможности сохранения своего ремесла. «Если однажды монастырь просто прекратит свое существование, что мы будем делать со всем наследием, традициями и ценностями, ради которых мы жили?» – задается вопросом Ван Аше. «Как мы по-прежнему можем оставаться верными ценностям траппистских монастырей и сохранить этот уникальный стиль ведения коммерческой деятельности для будущих поколений?»

Аббатство Вестмалле также хочет сохранить рабочие места: 51 мирянин работает в современной освященной пивоварне, в то время как 8 занимаются производством сыра и работают на монастырской ферме и пекарне. Но Ван Аше не уверен, что правила ITA, определяющие требования к «траппистской» продукции, должны быть смягчены. «В таком случае у нас просто будет аббатское пиво», – говорит он, ссылаясь на старинные религиозные общины, «одолжившие» свои имена крупным компаниям, производящим напитки. К таким, например, относится бренд Leffe, которым владеет бельгийский филиал международной компании Anheuser-Busch InBev, контролируемый Alken-Maes в Бельгии и Carlsberg group в остальных странах.

Справа – пиво Westmalle, производимое одной из пяти траппистских пивоварен Бельгии

Однако эксперт по бельгийскому пиву Софи Ванрафельгем с оптимизмом смотрит в будущее траппистского пивоварения. Она уверена, что монахи будут прибывать в Бельгию из других частей света, в которых траппистские монастыри продолжают расширяться. «Я думаю, что общины монахов-траппистов могут стать более многонациональными и разнообразными», – делится она своими соображениями.

А в Бельгии, где каждый год открываются новые пивоварни, а уже существующие 1500 брендов борются за внимание баров, траппистское пиво по-прежнему очень высоко ценится.

«Самое особенное в нем то, что его варят не для получения прибыли», – говорит Софи Ванрафельгем, – «При этом его качество действительно высокое. Если им потребуется дополнительное время, чтобы приготовить идеальное пиво, то кого это волнует? Они здесь не для того, чтобы получать прибыль. Они хотят делать настоящее, качественное пиво». Пивовары Westmalle, например, используют цветки хмеля вместо гранулированного хмеля промышленного производства. «Они обходятся дороже», – говорит Ванрафельгем, – «Но зато в итоге это придает прекрасную горечь».

Она добавила: «Если вы пригласите экспертов по бельгийскому пиву в кафе и не дадите им меню, они закажут траппистское пиво, потому что уверены в его качестве».

Текст: Дженнифер Ранкин
Перевод: Евгения Киндинова
Фото: Эми Элебуг, пивоварня Westmalle, Скот Биалес/Алами

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Оставить комментарий