9 ноября 2023 года на Конференции по практическому пивоварению и обмену опытом состоится российская премьера документального фильма Bottle Conditioned от номинированного на «Оскар» режиссера Джерри Франка. Bottle Conditioned — новый документальный фильм, исследующий небольшое бельгийское сообщество производителей ламбиков, в котором пивовары и купажисты разных поколений сталкиваются с традициями и растущим спросом на их пиво.
В новом документальном фильме о ламбиках, Bottle Conditioned, есть сцена, в которой владелец магазина звонит купажисту ламбиков с просбой о поставке большего количества бутылок.
Сайт Etre Gourmet не способен справиться с наплывом пользователей, желающих приобрести пиво Bokke – бренда-производителя ламбиков под управлением Рафа Суверейнса, расположенного в городе Хасселт. Сервер сайта падает, а бутылки уже проданы и их запасы в интернет-магазине снова пополнены, что по сути означает, что владельцу магазина Джонатону Шиллебеку теперь нужно в два раза больше бутылок этого пива. «У нас никогда не было такого, чтобы пиво пытались купить 10 тысяч человек одновременно», – говорит Шиллебек в фильме, – «Мы всего лишь небольшой магазин».
Эта сцена показывает нам, что это пиво не похоже ни на одно другое – спрос на него настолько высок, что релиз новой партии может уронить веб-сайт. Но также этот эпизод демонстрирует целеустремленность создателей фильма – они провели огромное количество часов в поездках на машинах с теми, кого снимали, помогали по хозяйству или работали непосредственно на пивоварнях и блендериях. Это единственный способ запечатлеть моменты, наиболее точно характеризующие эту самобытную пивную культуру и её искренних в своих убеждениях производителей.
Кислый, дубовый и фруктовый
Ламбик – пшеничное пиво спонтанного брожения, выдержанное в деревянных бочках, берущее свое начало в долине реки Сенны, совсем недалеко от Брюсселя. При изготовлении ламбиков пивовар не добавляет дрожжи, вместо этого они с бактериями попадают в пиво из окружающей среды в окрестностях пивоварни. Ламбики купажируются в гёз и становятся освежающим, сильно карбонизированным и приятно кислым пивом, зачастую со сложными, дубовыми и фруктовыми оттенками вкуса. Ламбики также часто купажируют с фруктами, в частности с вишней, малиной и абрикосами.
Благодаря времени, которое требуется на производство (для гёза это три года) и терпению, рабочей этике и, в некоторых случаях, упрямству в процессе, личности в мире ламбиков зачастую широко известны и борются как за сохранение культурной значимости этого пива, так и за улучшение его качества.
Кроме того, благодаря уникальным навыкам, которые требуются для производства ламбика, а также из-за его выраженного кислотного профиля, его производителей гораздо меньше, чем у других пивных стилей. В Бельгии пивоварением занимаются около 740 компаний, 420 из которых обладают собственными пивоваренными комплексами – из них всего лишь в районе 20 изготавливают ламбики. В этом сообществе можно найти целую плеяду интересных персонажей и политическую паутину перспектив – идеально для документального кино.
Премьера Bottle Conditioned состоялась в марте 2023 года на кинофестивале Docville в городе Лювен. Фильм также был официально отобран для показа на Международном кинофестивале в Сономе, Международном кинофестивале в Сиэтле, Кинофестивале во Флориде и Американском фестивале документального и анимационного кино.
Название фильма, Bottle Conditioned, намекает не только на финальную стадию процесса производства ламбиков, на которой происходит брожение и дозревание пива в бутылке. Также это аллюзия на то, что ламбик формируется благодаря решениям его производителей так же, как и мы, люди, являемся результатом влияния наследия, среды, в которой мы живём, и наших решений.
От оператора до лауреата «Оскара»
Режиссер фильма, Джерри Франк, вырос в Люксембурге, получил среднее образование во Франции и в 21 год переехал в США с целью изучения кино. Ему всегда было интересно кинопроизводство. «Я постоянно использовал папину VHS-камеру, чтобы снимать фильмы с друзьями на выходных, поэтому это [решение изучать кино] было просто естественным продолжением вещей», – говорит Франк. Но его интерес к бельгийскому пиву проявился лишь когда он оказался за Атлантическим океаном. «Ты не особо ценишь то, что у тебя есть, пока не лишаешься этого», – добавляет он.
В США Франк работал оператором статичной камеры, снимал канадского рэпера Дрейка, проводил съемки для музыкального клипа в стрип-клубе Хьюстона, а также работал за камерой над одним фильмом с актером и кинорежиссером Джеймсом Франко. «Ты работаешь на определенном уровне киноиндустрии, в которую инвестируется большое количество денег и над которой работает много высокоуровневых актеров, которых до этого ты видел только в кино», – говорит Франк. «А теперь ты – главный оператор этого кино, и ты должен присутствовать и работать там».
В США Джерри Франк начал работать над независимыми проектами с Кортни Марш, своей спутницей жизни и бизнес-партнером. В 2016 году пара получила «Оскара» в номинации «Лучший документальный короткометражный фильм» за картину Chau, Beyond the Lines под режиссурой Марш и производством Франка. Картина, на создание которой ушло 8 лет, создаёт портрет Чау – шестнадцатилетнего мальчика, живущего во вьетнамском миротворческом лагере для детей, инвалидизированных ядохимикатом Agent Orange. Парень отстаивает у реальности свою мечту однажды стать профессиональным дизайнером одежды.
После «Оскара» Франк начал работу над новой идеей: документальном кино о ламбике. Задумка выросла не только из личного интереса к культуре, но также и из фрустрации от уже существовавших фильмах о пиве. «Для меня они ощущались как “фанатские”», – говорит он. «Они были недостаточно детальными. И если вы видели мои предыдущие работы, то знаете, что человеческие истории я люблю больше технических моментов. Кажется, я не спрашивал разрешения – я просто сделал это».
Три купажированные истории
Изначально идея Франка заключалась в концепте «года в ламбике», чтобы показать сезонность производства. Но когда он начал съемки, он быстро выделил три сюжетные ветки людей, которые, как ему показалось, лучше всего смогут рассказать историю ламбика.
Первая – история пивоварни Cantillon, на которой Жан-Пьер Ван Рой и его сын Жан Ван Рой находятся в противостоянии из-за разных взглядов на то, как должна работать пивоварня; Жан-Пьер хочет оставить на пивоварне место под музей, в котором они смогли бы почтить историю семьи и непосредственно ламбика, в то время как Жан хочет использовать это пространство для установи бочек для дозревания с целью увеличения объемов производства и обеспечения будущего семейной пивоварни.
Их разнящиеся взгляды на пиво важны: Жан-Пьер считает современный способ взаимодействия людей с пивом «отвратительным», тогда как Жан открыто говорит об экспериментальном и творческом подходе. Но несмотря ни на что не возникает сомнений, что их отношения основаны на любви и уважении – в фильме их кульминацией становится сцена откровенного, но душевного разговора в баре при пивоварне.
Вторая сюжетная линия сосредоточилась на пивоварне 3 Fonteinen, где Михаэль Бланкаер и Вернер Ван Обберген переняли бразды правления от Арманда Дебельдера, чья семья основала бизнес с маленькой блендерией в их ресторане. История вращается вокруг напряжения между уважением к традициям изготовления ламбика и необходимостью модернизировать и наращивать производство, чтобы оставаться на плаву. Это распространенное в среде ремесленных производств противоречие, задевающих за больное людей по обе его стороны.
Бланкаер и Ван Обберген рассказывают о своих планах по расширению пивоварни, и Франк запечатлел их ответ на критику, согласно которой планируемые ими изменения мотивированы прибылью. Что особенно важно, Франк сумел заснять Армана Дебельдьера, многими любимого участника бельгийского пивного сообщества, до того, как он скончался в марте 2022 года. «Я видел этот фильм множество раз, но у меня до сих пор подступает ком к горлу, стоит мне подумать об Армане», – говорит Франк. «Лично мне грустно, что у меня так и не получилось показать ему фильм».
Третий сюжет повествует о блендерии Bokke и ее владельце Рафе Суверейнсе. Драматичное напряжение строится вокруг вызовов, брошенных увлеченному, талантливому, но временами хаотичному художнику, который пытается направить свою творческую энергию в русло финансово устойчивого бизнеса, требующего организованности, понимания логистики и коммерческой жилки. Это еще одна вечная тема: художественный гений и его борьба с порядком, проявляющаяся как в эмоциональной сцене открытия бутылки с Крисом Лайвли из Ebenezer’s Brew Pub из Мэна, так и в напряженном моменте с попытками Суверейнса наполнить бочки партией ламбика, уже начавшей процесс брожения.
Франк также заснял и других пивоваров, в частности Пьера Тиликина из Gueuzerie Tilquin, но их истории пришлось вырезать, чтобы уместить заснятое в хронометраж. «Дело было не в личном отношении или в том, что их истории менее значимы», – говорит Франк. «Все зависело от того, как мы выстраивали кино». Тем не менее, Франку удалось добавить красок голосам других показанных им людей, таким как Билл Янг из Lambic.info, братья-импортеры Шелтон и Фрэнк Бун из Brouwerij Boon.
Bottle Condition – невероятно яркий фильм. Операторы-постановщики Марио Контини и Клифф Лукас создали красивую и сокровенную картину: впечатляющие крупные планы, контрастное освещение лиц и выверенные вводные кадры. Оригинальный саундтрек, написанный Робби Тиханом – охватывающие композиции от теплых и причудливых струнных стаккато до сногсшибательных оркестровых партий, достойных театра, – классический по стилю и драматичный по тону, обеспечивает каждой сюжетной ветке фильма нужный уровень напряжения. Киномонтажер Натали Анкона придала картине быстрый темп, все еще оставляя зрителям достаточно времени для рассуждений на особо важных моментах. Звукооператор перезаписи Шон Хиггинс и колорист Питер Шварц позаботились о том, чтобы вид и звучание фильма оставались последовательными и не выбивались из единого стиля.
Несмотря на то, что в фильме не так уж и много архивных кадров, те, что включены в него, выводят картину на другой уровень; в частности, кадры с молодыми Жан-Пьером Ван Роем и Клодом Кантионом, разливающими пиво на фестивале в 1980-х; а также сцены варки пива Арманом Дебельдером вместе с отцом Гастоном Дебельдером на предыдущей площадке пивоварни 3 Fonteinen в семейном ресторане в Берселе. «Я горжусь этим фильмом», – говорит Франк. «Мы не сделали из этого наследия какую-то диковинку. Мы пытались представить его наиболее реалистично и честно».
Пиво знает, когда оно готово
Заключительная сцена фильма проста.
Действующий пивовар и владелец пивоварни Cantillon Жан Ван Рой показан работающим на ней вместе со своим 27-летним сыном, Флорианом Ван Роем. Вместе они забирают образцы из разных бочек, дегустируя и перед купажированием.
«Мы выберем две двухлетней выдержки и две однолетних», – говорит Жан.
Вместе Жан и Флориан осматривают пиво в стакане, золотистая жидкость светится на камеру благодаря утреннему свету, проскальзывающему в обыкновенно темное индустриальное помещение из деревянных балок и стен красного кирпича. Они дегустируют напиток в тишине, смакуя, пробуя и глотая.
«Хм», – наконец говорит Жак, – «Это более полнотелое. Возьмем его вместо того, другого. Хорошо?»
«Ага», – соглашается Флориан.
«Вперед», – говорит Жак.
Мы видим, как они идут вдоль рядов бочек в противоположную от камер сторону, прежде чем экран становится черным.
В этой недооцененной заключительной сцене – вся суть. Она демонстрирует важность знания своих бочек, понимания, когда пиво само диктует свою готовность, и что пивовар обязан уважать время.
Она также намекает на физическую и практическую суть работы, ведущейся на этом производстве, ведь ручное пивоварение и осторожное регулирование бродильных бочек требует сильной рабочей этики и много времени.
Говоря с романтической точки зрения, эта сцена показывает, что это нечто, передающееся их поколения в поколение. Несмотря на долгую историю этого вида пивоварения, производители не оглядываются назад. Единственный для них способ выжить в мире ламбика – двигаться вперед.
Автор: Брендан Кирни
Перевод: Вероника Кочубеева