Малые пивоварни опять под ударом

08 декабря 2017 года

В Государственной Думе РФ в ближайшее время планируется рассмотрение законопроекта № 195567-7 по внесению поправок в 171 – ФЗ. Изменения предусматривают снижение порога объема производства с 300 тыс. дал до 50 тыс. дал в год, который освобождает предприятия от необходимости установки АСИиУ.

Комментарий даёт Член Президиума «ОПОРЫ РОССИИ» - Небольсин Алексей Евгеньевич:

"Итак, на начало 2017 года количество предприятий, которые производят пиво, пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху составляет 1147 шт., из которых 79 производителей входят в категорию с объемами производства свыше 300 тыс дал в год, а 1068 – до 300 тыс. дал в год. Эксперты «ОПОРЫ РОССИИ» разделили всех производителей пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи на две группы: 1-ая от 0-50 тыс. дал; 2-ая - от 50 – 300 тыс. дал. В первую группу вошли 958 предприятий, а во вторую – 110.

Ценз в 300 тыс. дал был утвержден в 171 – ФЗ в июле 2014 года на основании расчетов и ТО, то есть эту цифру поддержали и согласились с ее значением законодательные органы и эксперты. За прошедшие три года никаких оснований или статистических данных, которые бы опровергали ценз в 300 тыс.дал или говорили о том, что это неактуальная и необоснованная цифра, следствием применения которой есть какие-либо негативные последствия, нет. Цифра 50 тыс. дал взята с потолка и ничем не подкреплена, никто ни в РАР, ни в Минфин не сможет внятно объяснить ее происхождение. Последние цифры уплаты акцизов говорят то же самое. После введения ЕГАИС не выявлено никаких теневых объемов производства пивоваренной продукции, которые бы были обнаружены в процессе внедрения этой системы. Прирост производства и реализации на рынке крепкой алкогольной продукции после внедрения ЕГАИС в прошлом году составил более 20%, а в этом году 15%. Тут понятно, то что было контрафактом вышло на свет. По пиву прироста производства и реализации нет вовсе - цифра не растет, а падает. А это и есть неубиенное доказательство того, что теневых объемов пива не было, иначе бы эти объемы были выявлены системой ЕГАИС и объем производства пошел бы вверх. Вопрос о нецелесообразности подделки пива ясен и отсутствие контрафакта мы даже не обсуждаем. Но самое неприятное для малого бизнеса заключается в другом: рынок малого пивоварения возможно ждет полная зачистка в плане перерасчета мощности основного технологического оборудования, которую производители делали, начиная с 2013 года.

Если законопроект примут в таком виде, то до 1 сентября 2018 года малые пивовары обязаны будут произвести перерасчет мощности, по результатам которого будет ясно сколько предприятий смогут работать на рынке, а остальные будут обязаны либо оборудовать АСИиУ свои предприятия, либо же вовсе прекратить свою деятельность. Нет никакого сомнения что будут массовые отказы в допуске использования оборудования, потому что ни одно из предприятий быстро не получит перерасчет мощности с 300 тыс. дал до 50 тыс. дал, что приведет к возможному переделу рынка с осени 2018 года. Так утверждать дает мне право практика, сложившаяся за последние полтора года мытарств пивоваров при перерасчете мощности оборудования.

Ситуация усугубляется с учетом еще одной новеллы, содержащейся в законопроекте о том, что складские помещения обязательно должны быть стационарными. Мы ожидаем массовые отказы в получении разрешений на использование технологического оборудования. Необходимости в этой мере нет, однако около 90 % малых пивоварен столкнутся с проблемой при решении этой ситуации, так как далеко не у всех в планах БТИ указано, что помещения предназначены под склад.

Уникальность ситуации заключается в том, что, внося эти объемные поправки в 171 – ФЗ в преддверии Нового Года, которые необходимо успеть принять до его наступления, инициаторы поправок прекрасно понимали, что не потребуется прилагать ни технико-экономическое обоснование, ни пояснительную записку к законопроекту – в этом то и весь «фокус». Не говоря уже о том, что поправки не проходили оценку регулирующего воздействия и обсуждения бизнес сообщества. Очевидно, что никаких весомых объяснений введения этой цифры (50 тыс. дал) не существует вовсе.

Мы уверены, что рынок до сих пор еще не оправился от внедрения системы ЕГАИС, а еще одна встряска в виде установки счетчиков, может привести к плачевным последствиям для части производителей, попадающей в интервал от 50 тыс. дал до 300 тыс. дал. Стоимость установки счетчика на одну линию розлива обходится предприятию от 650 тыс. рублей. Если предположить, что предприятие выпускает 4-ре вида пива, то это уже 2,6 млн рублей. Такая цифра даже для средних пивоваренных компаний весьма критична.

Ну и наконец, весь рынок прекрасно понимает, что установка счетчиков АСИиУ – не панацея, на слуху пример Трехсосенского завода с производственной мощностью выше 170 млн литров в год, который был уличен в производстве продукции без уплаты акциза, невзирая на установленные счетчики.

Объяснения Минфина о необходимости внесения этих изменений в 171 – ФЗ удивляют, не говоря уже о том, что крупные пивовары ввели чиновников в заблуждение. Правительство даже не удосужилось выслушать мнение другого сектора этой отрасли - малых пивоваров. Обосновывают же введение законопроекта по установке счетчиков по той причине, что на рынок якобы хлынул большой поток поддельных пивных напитков, которые производят исключительно малые пивовары. Какая связь существует между установкой счетчиков и слабоалкогольными коктейлями, которые выдают себя за пивные напитки, абсолютно непонятно. Иногда чиновники поражают своей доверчивостью и недальновидностью. И, увы, плохой памятью: в конце апреля «ОПОРА РОССИИ» получила из Минфина письмо от 28.04.2017 № 03-14-17/26716. В последнем абзаце сообщается следующее. Текст письма прилагается."

%Name